à paris 6

paris français

дома мы включили телевизор. все новостные каналы были посвящены вчерашнему теракту на елисейских полях. я иногда переводил какие-то фразы, а иногда жена сама комментировала отдельные места. дочка даже спросила: “мам, ты понимаешь по-французски?” “а что тут понимать?” – прозвучало в ответ.

с неспокойным сердцем легли спать.

***

утром у sacré cœur было совсем мало людей, чем мы воспользовались и зашли внутрь. на входе охрана проверяла сумки и просила распахнуть полы курток и пиджаков. нам не жалко, тем более, что понятно, ради чего – ради нашей же безопасности.

внутри базилика очень просторна и задумчиво-величественна. к огромному центральному залу примыкают всякие ниши, часовенки разных размеров и прочие укромные местечки. в одном из таких установлен макет базилики.


скульптуры всяких святых, витражи, свечи, иконы, кресты – все, как в любом другом христианском храме.

выйдя из собора, мы решили не спускаться к метро протоптанной дорожкой – куда обычно направлен поток туристов, а пойти в строго противоположном направлении, т.е. на север. это оказалось очень полезно и интересно – мы увидели монмартр да и, вообще, париж глазами его жителей (по крайней мере хочется так думать).

кстати, монмартр с севера, я бы сказал, более живой какой-то, более настоящий. в нем нет магазинов, из которых чуть ли не выдавливается текстильная мануфактура в виде туристических футболок всех размеров и цветов. по улицам ходят люди, не глазея по сторонам, а глядя прямо перед собой – они четко знают, куда они идут и зачем. а в кафе сидят люди, которые действительно хотят позавтракать или почитать свежую прессу, или даже поработать за чашкой кофе. в одно из таких кафе мы и зашли – ведь мы еще не завтракали.

в кафе с совершенно не французским названием soul kitchen круассанов не оказалось. зато были маффины и скоуны – впрочем, слегка прифранцузенные. во всяком случае в америке таких маффинов и скоунов такой формы я не встречал. девушки взяли чай и café crème, а я – café allongé. моя непостоянная натура пришла к некоторому компромиссу: эспрессо для меня было чересчур мало, чтобы растянуть чашку на целый десерт, а заказывать капучино или латте мне не хотелось – это как бы не очень по-французски. café allongé (или как говорят итальянцы caffè lungo) видится мне идеальным вариантом: готовится он как эспрессо – т.е. не проходит через бумажный фильтр, как в американских “капельницах”, но хватает его на дольше – при том же количестве кофеина. ну, и к кофе пришлось взять scone.

заметив, что в небольшой по сути кафешке сидело много народу с ноутбуками (макбуками, в основном), я подумал, что сюда захаживают большей частью студенты. и как всякие студенты они очень любят все американское. а бизнес есть бизнес – если есть спрос, будет и предложение. видимо, среди французских студентов круассаны – это признак чего-то старого, консервативного и отжившего свое время. новое, по определению, идет с запада – с еще более западного запада, чем франция.

помню, для меня в детстве автобус был чем-то обыденным и каждодневным. прокатиться же на автомобиле было роскошью, потому что удавалось это очень и очень редко. когда же я в свое время забирал дочку из детсада, то для нее настоящим праздником было, когда я за ней заезжал после работы – это значит, что мы могли прокатиться на трамвае (я тогда на работу ездил на метро)! и оно понятно – машина здесь такая же повседневность, какой в моем детстве был автобус. в общем, как всегда – ничего нового под луной.

на последний день в париже нами был запланирован musée d’orsay – рай для любителей импрессионизма, коими мы все являемся. уж мы вдоволь насладились картинами моне, мане, ренуара, писарро, ван гога, а также кандинского, пикассо и других художников, которые в свое время “порвали” рамки изобразительного искусства, предоставив зрителю самому дорисовывать, додумывать, что же хотел изобразить автор, что хотел сказать тем или иным мазком, а то и вовсе решать лично для себя, что фактически изображено на полотне, и изображено ли там действительно что-то сущее, а не просто несколько разноцветных клякс.

еще дома, пытаясь как-то спланировать поездку, я обнаружил интересное местечко под парижем – муниципалитет (или как сами французы говорят, коммуна) auvers-sur-oise. когда-то это была тихая патриархальная деревенька, через которую в середине XIX века проложили железнодорожную ветку, соединившую парижский gare du nord (“северный вокзал”) и лилль. этим не преминули воспользоваться парижские художники, которые в поисках живой натуры могли теперь просто сесть на поезд и через пару часов оказаться на берегу реки, посреди луга, на опушке леса – т.е. среди того, чего им так не хватало для вдохновения в пыльном и грязном городе. auvers-sur-oise почтили в свое время своим присутствием ван гог, добиньи, писсарро, сезан и другие художники-импрессионисты. мы хотели увидеть то место, которое вдохновляло их на создание великих картин, но по здравому рассуждению мы отказались от этой идеи главным образом из-за погоды. неделя выдалась в париже очень прохладная. и одно дело по такой погоде бродить по парижу, имея возможность в любую минуту зайти куда-нибудь погреться, а совсем другое – гулять в чистом поле продуваемым всеми ветрами. так что этот поход мы перенесли в раздел более отдаленных планов, зато в дорсе имели возможность любоваться церковью auvers-sur-oise, которую запечатлел ван гог 130 лет назад, и портретом доктора гаше – в тот момент лечащего врача художника.

музей также богат скульптурами дега (в бостонском музее изящных искусств имеется всего лишь одна его “маленькая танцовщица четырнадцати лет”) и не только дега. отдельное удовольствие мы получили от посещения зала Art Nouveau. этот стиль обожает моя жена и определяет его как стиль, в котором “ровно столько завитушек, сколько позволяет хороший вкус”. и я с ней согласен. и, конечно же, мы не преминули сфотографироваться на фоне башенных часов, сквозь которые изнутри виден париж.

к слову сказать, в тот момент в музее проходила тематическая выставка “Au-delà des étoiles. Le paysage mystique de Monet à Kandinsky” (“по ту сторону звезд. мистический пейзаж от моне до кандинского”). на выставке было несколько работ из бостонского MFA.

в одном из залов была установлена модель здания opéra garnier в разрезе (также известного как парижская национальная опера и grand opéra). тут же находится макет части парижа, окружающей в настоящее время здание оперы. макет этот довольно большого размера. по-видимому, работники музея пожалели отвести под макет слишком много места и поэтому просто загнали его под землю, предлагая посетителям наслаждаться его видом сквозь прозрачный пол.

кафе музея выглядит так же, как и выставленные в нем картины – где-то чудаковато, где-то необычно, а где-то и почти привычно вплоть до “да кто же этого не знает!”

после музея мы перекусили (яйца под майонезом, сырный суп, кофе) в каком-то кафе на бульваре сен-жермен. было так тепло, что мы отважились сесть на улице – чуть ли не единственный раз за всю неделю. сен-жермен создает ощущение какой-то давно знакомой улицы, а потому не вызывает какого-либо неприятия, отторжения и, пожалуй, даже удивления – как-будто мы всю жизнь прожили здесь и всю жизнь ходим по ней, садимся в метро и едем куда-то на работу, а по дороге домой забегаем в близлежащие магазины, чтобы к ужину у нас был свежий багет.

магазины на сен-жермен – это отдельная история, из-за которой нам пришлось заехать домой, чтобы уже налегке продолжить наслаждаться парижем.

особо нужно отметить магазин модного дома карла лагерфельда. моя жена очень уважает лагерфельда, тем более, что по ее словам его дом в париже находится как раз недалеко от этого магазина.

так вот, пока жена изучала именно эту достопримечательность парижа, у нас с дочкой выдалась наконец, минутка, когда можно было именно посидеть на открытом воздухе перед кафе с чашкой кофе – никуда не торопясь, ни о чем особом не думая – просто дышать прозрачным солнечным воздухом, запивая его черной горячей жидкостью. примечательно, что чашка кофе в том заведении, где мы остановились, стоит 1€20, если ты пьешь за барной стойкой, и 2€80 – если на улице. т.е. почти в два с половиной раза дороже сидеть на солнышке, чем внутри!

по дороге домой мы обнаружили улицу с такими вот столбиками.

ну, что тут сказать?.. париж..

уже под вечер мы нашли дом, где в париже жил какое-то время и умер великий русский бас федор иванович шаляпин – дом 22 по проспекту d’eylau, с которого прямо через place du trocadéro прекрасно видна эйфелева башня.

а после бокала красного бордо в le malakoff в перемешку с фуагра, эскарго, макаронами и говяжьим филе башня смотрелась и вовсе преотличнейше.

дальнейший наш путь пролегал через сады tocadéro, pont d’iéna, мимо ейфелевой башни, по port de la bourdonnais до passerelle debilly, откуда мы попрощались с парижем, сфотографировавшись на фоне сверкающего в ночном небе его рукотворного символа.

на набережной мы попали на какою-то ярмарку – если судить по огромному пасхальному надувному кролику у входа, париж все еще продолжал праздновать пасху.

какой-то ушлый торговец уговорил нас купить пакетик сушеных фруктов аж за 20 евро. то ли мы были в очень благостном или наоборот пасмурном настроении, которое напрочь нас отвлекло от действительности, то ли просто нужно было избавиться от наличных евро, но мы этот пакетик купили и потом долго еще грызли сушеные ананасы, “стар-фрут”, манго, финики и еще какие-то фрукты, названия которых мы не знаем и никогда уже не узнаем.

***

утром мы доели все, что накопилось у нас за неделю в холодильнике. самолет вылетал относительно рано, и поэтому у нас не было времени на прощальный завтрак в монмартровской кафешке.

кстати говоря, я надеялся, что хотя бы в последний день нам удастся увидеть восход солнца над парижем, потому что нам нужно было встать очень рано – примерно в то время, когда в этот день должен был случиться рассвет. но к сожалению небо с утра оказалось затянутым тучами – париж грустил вместе с нами.

“уберовский” пежо почти без проблем доставил нас в аэропорт к терминалу 2E. пользуясь последней возможностью попрактиковаться в языке я тормошил таксиста на самые разные темы, на которые только хватало моего словарного запаса – от погоды до футбола. таксист оказался не дурак поговорить – к взаимному удовольствию.

в аэропорту шаль-де-голль снова царил извечный французский бардак, и мы бы, наверное, остались в париже, если бы не настойчивость и целеустремленность моей жены.

уже возле посадочных ворот я увидел такое живое панно – огромное полотно, состоящее из живых растений – и выглядит красиво, и вырабатывает кислород. прощальный образец, как сказал бы владимир владимирович познер, французского гения.

затем были 7 часов полета (к сожалению уже не air france – не с кем из стюардесс было перекинуться парой французских слов) – и мы дома..

хочется здесь снова вставить “продолжение следует”. ведь оно обязательно последует. я в это верю.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s