italia 6

italia. день шестой.

italia italiano

этот день обещался быть длинным и богатым на впечатления – мы собирались посетить помпеи и взойти на везувий.

позавтракав круассанами с кофе/чаем (мы купили пачку lavazza эсперессо-помола, а в гостинице была эспрессо-кофеварка, поэтому я себя баловал иногда собственноручно приготовленным кофе, хотя, конечно, куда уж мне до нормального кафешного эспрессо), в 8:15 мы уже стояли возле “санта марии”, ожидая наш автобус.

программу нам определил экскурсовод следующую: мы должны были доехать до помпеев, успеть что-нибудь осмотреть там за 2 часа, затем нас ждал обед, а после автобус нас доставил бы к подножью вулкана. поднявшись к кратеру на своих двоих, мы бы спустились обратно, и автобус нас бы уже развез по домам. вход в помпеи стоил 13 евро на взрослого (дети до 18 лет проходили бесплатно при предъявлении подтверждающего возраст документа), пропуск к кратеру везувия – 10 евро на каждого.

мне очень повезло с тем, что в нашей компании были итальянцы, из-за чего тетенька-экскурсовод дублировала всю информацию на приличном английском с легким местным акцентом и великолепном итальянском. доходило до того, что я прослушивал информацию на английском, но воспринимал ее потом только на итальянском. к примеру, именно из итальянской части я узнал, что трасса sorrento-salerno насчитывает 1643 поворота.

первым пунктом нашей программы были помпеи – город, основанный по последним данным в VII в. до нашей эры и полностью уничтоженный извержением везувия в 79 г. до н.э. 24-го то ли августа, то ли октября. по поводу точной даты у ученых пока нет четкой информации.

я помню, как когда-то в далеком детстве мы с родителями ездили в херсонес – руины древнегреческого города в районе севастополя. помню каменные кладки, контуры домов, остатки стен. помпеи меня убили своими размерами. это действительно не просто откопанные и расчищенные несколько стен или домов, или даже улиц. это большой древний город с проспектами, площадями, кварталами и бесчисленными домами, вернее, тем, что от них осталось. насколько я понимаю в древнеримской архитектуре, стены обычно делали из камня, а перекрытия – из дерева. понятно, что дерево не смогло пережить две тысячи лет, поэтому до наших дней дошли в основном только стены и кое-где каменные перекрытия. некоторые дома реконструировали, нарастив стены, потолки, крышу, чтобы дать представление посетителям о том, как все это выглядело на самом деле.

конечно, больше всего потрясают фрески. за 2 тысячи лет краски не выцвели, не потемнели и до сих пор позволяют увидеть то, что видели далекие наши предки, просыпаясь утром и завтракая или занимаясь делами в своих “кабинетах”, или заходя друг к другу в гости. правда, потом я узнал, что в самих помпеях выставлены только копии фресок, а оригиналы давно растащены различными музеями по всему миру.

улицы мощены большущими каменным глыбами (в отличие от более позднего подхода, когда мостовые выкладывали небольшими в общем-то булыжниками), в которых отчетливо видны углубления от колес. сколько телег и тележек должны были прокатить древние торговцы, чтобы выдолбить в камне такие колеи!

двухчасовая экскурсия охватила школу гладиаторов, древний одеон – малый театр, дом менандра (жилище одного из местных богачей), термы, лупанарий, главную площадь, а также множество улиц, фонтанов, домов, термополий (что-то вроде кафе, т.е. пунктов общественного питания). экскурсовод постоянно обращала наше внимание на образцы гения древнеримских строителей: “пешеходные переходы”, позволявшие переходить улицу, не испачкавшись в нечистотах, которые непрерывными потоками текли по мостовым (древнеримский гений уже изобрел водопровод, но еще не придумал канализацию), сквозные отверстия в бордюрах для того, чтобы горожане могли привязывать своих животных – что-то вроде парковок в современном понимании этого слова, прорези в фонтанах, из которых лишняя вода сливалась и стекала по улицам, в какой-то степени очищая их. термы – местные бани – вообще, образец древнеримского строительного искусства, предполагающий хорошее знание математики, геометрии и физики. экскурсовод не преминула продемонстрировать нам уникальные акустические свойства малого театра, и в этой демонстрации поучаствовала моя жена.

посмотрели мы и на знаменитые “скульптуры” – воссозданные фигуры людей и животных, погибших во время извержения. они погибли, засыпанные вулканичеким пеплом, а спустя тысячеления археологи смогли их “восстановить”, залив пустоты гипсом.

потрясающа главная площадь города с великолепным видом на священную гору везувий – гору, которая оказалась на деле подлым вулканом, в один прекрасный день показавшим людям, кто или что на самом деле “здесь хозяин”.

удивительно, что, несмотря на то, что везувий время от времени показывает свой, мягко выражаясь, строптивый характер и время от времени таки извергается – к примеру, последнее крупное извержение случилось в 1944 году и стерло с лица земли целый город san sebastiano – вокруг него продолжают селиться и жить люди. вообще, это, кажется, единственный вулкан на планете, около которого в такой близости и в таком количестве живут люди. вокруг везувия расположены города, мелкие поселки, застроенные шикарными виллами и многоквартирными домами. однако экстремальность места дает о себе знать: несмотря на то, что дома здесь катастрофически дешевые, ни одна страховая компания не рискует застраховать хотя бы один кирпич в их стенах. конечно, разработаны подробные планы эвакуации, службы спасения находятся постоянно в боевой готовности, но все же лично я жить бы там не рискнул.

даже наш маленький поход был где-то авантюрой. кто знает эти вулканы! вдруг им вздумается бабахнуть именно в тот момент, когда мы окажемся на вершине!

впрочем, все обошлось.

выйдя с территории музея под открытым небом, нас завели и рассадили как в пионерском лагере в находящемся тут же ресторане. за 14 евро с человека нам обещали основное блюдо, напиток и мороженое. девушки взяли пиццу, а я заказал спагетти (за всю поездку я имел возможность попробовать местную пиццу, лазанью, спагетти, каноли, и множество чашек эспрессо; думаю, что таким образом я слегка прикоснулся к аутентичной итальянской кухне).

вторая часть нашего путешествия предусматривала восхождение к кратеру самого кровожадного за всю историю человеческой цивилизации вулкана в надежде на то, что именно сегодня везувий не рванет.

экскурсионный автобус нас доставил к пункту, где он уже не мог подняться выше. на входе мы купили билеты и вышли на тропу, которая вела к вершине.

на все про все нам дали где-то полтора часа. как потом оказалось, за полтора часа можно пробежаться от входа до конечной точки маршрута и обратно и уж никак не прогуляться, не спеша, озирая виды. а виды того заслуживали. с тропы, особенно с ее верхней точки открывалась вся прибрежная долина – от неаполя до сорренто.

после нашей поездки как-то по-новому, особенно зазвучала песня “поздний вечер в сорренто” в исполнении артура беста – конкурсанта третьего сезона российского “голоса”.

идти, конечно, было не очень легко – под ногами хрустел какой-то мелкий вулканический гравий, темносерый и очень пыльный, а повороты казались бесчисленными. предприимчивые итальянцы через определенные промежутки установили небольшие “пункты передышки” с магазинчиками и кафе (общей численностью, пожалуй, штуки три на весь маршрут). в одном из таких пунктов мы взяли лимонад и апельсиновый напиток со льдом. лимонад и апельсин тут же при нас был выжат из настоящих фруктов, а лед просто соскребли с огромного ледяного валуна, который у них томился в металлической кювете.

сам кратер оказался глубокой (200 метров) воронкой с осыпающимися склонами. отдельные порывы ветра доносили слабый запах сернистых газов, но не слишком. ну, и совершенно потрясный вид на побережье. кстати, наверху чувствовалось некоторое снижение температуры. хотя солнце продолжало по-августовски палить, набегавший прохладный ветерок напоминал нам о том, что мы находимся на высоте более километра над уровнем моря (точнее, 1281 м).

к автобусу мы, как водится, опоздали. повторюсь, полтора часа – это очень и очень мало, чтобы успеть, вообще, понять, где ты находишься, и что происходит.

в начале шестого мы были дома (мы уже называли гостиницу домом). самые энергичные из нас отправились на пляж греть своими телами воду средиземного моря, после чего все вместе отправились поужинать.

по дороге между гостиницей и городом находится ресторан la torre normanna – очень импозантное и аутентичное сооружение, выдающееся прямо в море, и к которому от дороги ведет узкая дорожка.

мне до сих пор непонятно, как в этих местах что-либо доставляется в дома и офисы; как, к примеру, в дом где-нибудь в том же амальфи пронести свежекупленный шкаф или диван по всем этим щелеобразным переходам и бесчисленным ступеням? загадка.

говорят, что не так давно почти весь исторический центр майори смыло громадным наводнением, и la torre nomanna – немногое из того, что уцелело. собственно, это что-то вроде морской крепости, построенной норманнами во времена их завоеваний. откуда и название – “норманнская башня”.

сейчас в этой башне находится очень, как нам показалось, помпезный ресторан, в который попасть можно было только по предварительной записи (я об этом узнал от охранника, который постоянно, когда бы мы ни проходили мимо, находился на своем посту у входа).

однако в тот вечер мы решили попытать счастья и, воспользовавшись тем, что охранник на что-то отвлекся, проскользнули по каменной лестнице вниз к столикам. там я стал расспрашивать официантов и управляющих: “possiamo prendere un tavolo qui per tre se noi non l’abiamo prenotato?” нам улыбнулась удача: нас попросили подождать, а минут через 10 пригласили за столик у самого края, за которым было только море.

ресторан действительно оправдывал свой статус. официанты чуть ли не заглядывали нам в рот, пытаясь угадать любое наше желание, и – угадывали их! правда, как водится в италии, со счетом они, ну, совершенно не спешили. пришлось нам, несчастным и уставшим путникам, самим тащиться к кассовому аппарату и умолять, чтобы нас рассчитали.

сытые и уставшие мы вернулись в наши апартаменты, чтобы подготовиться к завтрашней поездке в рим. могу сказать, что кроме того, что я забыл в номере свою видеокамеру, мы к поездке подготовились вполне основательно. однако мы не подготовились к тому, куда может завести нас наша спонтанность..

continua…

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s