барселона – не испания 4

dominicana español
barcelona catalá

четвертый день мы решили посвятить месту, непосредственно в барселоне не находящемуся, но имеющему к ней самое родственное отношение.

гора монтсеррат (macizo de montserrat) – горный или, я бы даже сказал, скальный массив в полусотне километров от барселоны, на котором находится всемирно известный монастырь. там есть, на что посмотреть, да и вообще, прогулка на свежем горном воздухе должна была благотворно на нас сказаться.

интересно, но мандраж, сопровождавший меня в поездке в версаль, здесь совершенно не ощущался, хотя процедура предстояла похожая: нужно было добраться на метро до подходящей станции, на которой мы бы пересели на поезд (электричку), которая довезла бы нас до канатной дороги, которая бы уже в свою очередь перенесла бы нас к монастырю. помню, как я во франции волновался, смогу ли договориться с кассирами, не перепутаем ли мы поезд, и, вообще, было множество всяких вариативных “но”, что меня всегда раздражает. в испании ничего этого не было. то ли мы стали уже поднаторевшими путешественниками, то ли я стал поднаторевшим полиглотом. во всяком случае на нашем пути абсолютно никаких проблем с билетами, платформами, расписанием не случилось. потому что главным правилом путешественника – “спрашивать!” – мы пользовались вовсю. мы расспрашивали кассиров, продавцов, случайных прохожих и попутчиков. более того, мы даже оказались полезными другим попавшимся по пути туристам. нашей соотечественнице, которая “не понимала, к сожалению, по-английски”, я помог, расспросив сотрудника подвесной дороги по-испански.

итак, часов в 9 утра мы проснулись. как обычно, я вышел на улицу раньше всех и успел заметить, что, оказывается, рядом с нашей квартирой много интересных заведений – рестораны, ателье, магазины. был будний день, и все эти места были открыты, отчего квартал ощущался деловым и даже радушным.

не мудрствуя лукаво, мы позавтракали в ближайшем к дому кафе: бутерброды, какие-то запеканки, соки, кофе.

далее на метро мы подъехали к станции españa, где пересели в поезд R5. насколько я понимаю, буквой R в барселоне обозначены линии железной дороги, T – трамвай, L – метро. маршрут R5 должен был нас доставить к канатке, которая и перебросила бы нас к монастырю – ни машиной, ни обычным поездом туда не добраться. прямо на железнодорожной станции мы купили билеты, которые включают в себя стоимость проезда на поезде и подвесной дороге.

сама поездка на поезде по окрестностям барселоны уже представляет собой занимательное зрелище – очень красивое зрелище. обзор же из кабинки подвесной дороги совершенно сногсшибателен. мы поднимались, казалось, на верхушку олимпа – куда-то туда, за облака.

от самого же монастыря открывается еще более потрясающий вид.

сам монастырь как монастырь. основанный за царя гороха, разрушенный армией наполеона и отстроенный заново. я монахов понимаю – место очень красивое, уединенное, умиротворенное, тихое и располагающее к медитациям, молитвам и неспешному окучиванию монастырского огорода.

фишкой монастыря является “черная мадонна” – статуя богородицы, сделанная из черного тополя.

мы к мадонне сходили, простояв получасовую очередь. мадонна держит в руках некий шар. существует поверье, что, если загадать желание и дотронуться в этот момент до шара, то желание сбудется. я подумал, что на это будет интересно поглядеть. конечно, никаких желаний я загадывать не собирался, но этикет пришлось соблюсти – как и все постоял и подержался за шар.

далее у нас не было никаких особых планов. исследовав тропинки, ведущие к монастырю (не совсем понятно, куда мы тогда прибыли, если там была тропинка к еще одному монастырю), и узнав, что топать по ней придется около двух часов, мы от этой затеи отказались, а вместо этого купили билеты на фуникулер, который вел куда-то на вершину – еще выше. фуникулер кроме прочего нас повеселил гонкой с котом, который совершенно не желал уступать нам дорогу. кроме этого интересно было слышать в кабинке гомон непоседливых французских туристов-тинейджеров.

вообще, нужно сказать, что процент туристов в барселоне и окрестностях зашкаливает. думаю, на одного барселонца приходится в сезон минимум половинка русского, треть француза, четверть немца и еще по мелочи – американцы, англичане, украинцы и прочая восточная европа. так что на мою языколюбивую душу эту неделю было налито много елея.

еще пару минут – и мы на вершине. нам катастрофически повезло с погодой – солнце припекало, но жарко не было. кроме того на самом верху – т.е. на высоте больше километра – был абсолютный штиль. посмотрев на карту, мы подумали, что будет интересно обратно спуститься не на фуникулере, а пешком – большой полудугой к монастырю спускалась вполне цивилизованная тропинка, если не сказать дорога.

солнце светило радостно, небо было бездонно синее с хлопьями белых облаков, просторы под нами открывались потрясающие. мы наслаждались пешей прогулкой вниз по склону, хотя навстречу то и дело попадались вконец измученные путники, которые задавали только один вопрос: “далеко еще?” правда, чем дальше, тем они становились менее измученными, а ближе к монастырю и вовсе шагали бодрые и самоуверенные.

тропинка по пути цепляет некую часовню и крест святого михаила (cruz de san miguel), который находится чуть в стороне – на самом краю – и хорошо виден из монастыря.

сам монастырь, в свою очередь, отлично открывается от того места, где установлен крест – со всеми своими зданиями и округлыми зубами скал, которые увенчивают его поверху как каменная корона.

перед походом на вершину мы испробовали местные кофе-воды, а кое-кто из нас – даже мороженое. поэтому, вернувшись в монастырь, мы не стали тратить время на поиски заведений общепита, а решили сразу же отправиться обратно в барселону, чтобы там уже и поужинать. обратный путь мы проделали по реечной железной дороге, которая вьется серпантином от монастыря до железнодорожной линии. по одним билетам мы пересели внизу на R5 и через час или около были на станции españa. решив, что это место – площадь испании – тоже заслуживает нашего внимания, мы не пересели на метро, а вышли на поверхность. и не напрасно – прямо от площади открывается вид на “еврейскую гору” montjuïc.

собственно, это невысокий холм на побережье, на вершине которого находится национальный дворец, в котором в данный момент размещен национальный музей искусства каталонии. по другую сторону площади испании находится олимпийский стадион, на котором происходила церемония открытия XXV летних олимпийских игр 26 лет назад.

мы поднялись к дворцу-музею, хотя экспозиция уже была закрыта для посещения – кажется, музей открыт до 6 вечера.

вообще, нужно сказать, что время в барселоне очень сильно отстает от времени в том же бостоне. многие заведения открывают свои двери в час, а то и в два дня. рестораны вполне могут открываться в полвосьмого вечера, и, зайдя в таковой в это время, можно наблюдать массу пустых столов, которые заполняются только через час-два. самый же разгар жизни наступает в 10 часов вечера: все открыто, отовсюду звучит музыка, народ толпами прогуливается по бульварам, в магазинчиках – очереди. жизнь бурлит.

но, как можно заметить, это не работает в отношении заведений, питающих не желудок, а мозги.

гора монтжуик – большой, значительный экспонат на карте барселоны, который требует обстоятельного и неторопливого знакомства. увы, времени у нас на него не хватило. значит – в следующий раз.

маленький нюанс: сбоку от лестницы, которая ведет к музею, установлен эскалатор: “пожалуйте, дорогие туристы, к нам – мы вам даже эскалатор проложим, только почтите нас своим присутствуем”. еще один эскалатор мы нашли на подъеме к парку гуэль. моя жена заметила, что барселона – очень дружественный к людям город, в т.ч. и приезжим. в нем все устроено так, чтобы человеку было максимально удобно. и я должен с этим согласиться, хотя этому, казалось бы противоречат надписи в отдельных кварталах вроде “туристы, гоу хоум!” ясное дело, что то, что хорошо бизнесу (в данном случае в городских кафе, музеях, кассах различных видов транспорта оседает довольно туристических денег), не всегда хорошо обычным жителям. и это относится не только к туристическому бизнесу. ну, что ж – такова жизнь. nothing personal, just business.

я был не совсем корректен в предыдущей статье по поводу “лучшей в барселоне тапасной”. на самом деле вчера мы лишь попробовали поискать хорошую тапасную в пределах нашей тогда досягаемости. она оказалась очень недурна, но сегодня жена отыскала действительно “самую лучшую тапасную в барселоне” по мнению многочисленных и очень серьезных источников.

лично я не очень люблю “самые лучшие” заведения. как правило, в такие заведения не пробьешься, цены в них конкретно завышены, а разница в качестве обычно невелика – вся сила, как говорится, в маркетинге. помню, как мы в неаполе наткнулись на пиццерию, в которой “готовится лучшая в неаполе, а значит – в италии, а значит – в мире пицца”. возле этой пиццерии стояла огромная толпа, в которую время от времени выносили коробки с пиццей, на которые эта толпа тут же с гиканьем набрасывалась. мы тогда прошли по кварталу чуть дальше и отведали изумительнейшую пиццу по-неаполитански совершенно без всякой очереди, в тишине и спокойствии.

поэтому мы даже не удивились, когда увидели у входа в cerveceria catalana – цель наших поисков – вполне приличную толпу, и не возражали, когда нас попросили подождать минут 30-45. мы рассчитывали, что оно будет того стоить.

собственно, ничего особо плохого или особо хорошего сказать об этом заведении не могу. все очень в тему, атмосфера живая, официанты вежливые, еда вкусная, вино приличное. из того, что запомнилось: “русский” салат (похожий на наше оливье, поданный как тапас) и десерт “pan con chocolate al aceite de oliva y sal”, который оказался, действительно, тем, чем назывался: маленькими кусочками поджаренного хлеба с кусочками молочного шоколада сверху (похожими на маленькие мячи для американского футбола), политыми оливковым маслом и посыпанными солью. на вкус получилось очень даже интересно.

основательно подкрепившиеся мы поспешили домой, чтобы не слишком поздно лечь спать. завтра нас ждал очень насыщенный день.