испанский, испанский и еще раз испанский 6

dominicana español

я уже рассказывал, как я “люблю” в отпуске рано вставать. но на что ни пойдешь ради новых ощущений и интересных приключений!

чтобы добраться до чичен-ицы достаточно рано, мы решили встать в 6 утра. в действительности мы еле отскребли себя от кровати только в 6:15. впрочем, и это было с нашей стороны подвигом.

впрочем, в путь мы тронулись только в полвосьмого. душ, завтрак, то, се – все это, конечно, задерживает, но без этого, увы, нельзя.

тем не менее, несмотря на спешку, именно в то утро у меня получилось сделать (за время нашей мексиканской поездки) второе фото из двух, которые, как мне кажется, можно назвать удачными. во время завтрака я поймал нашего кота в эдаком раздумчивом состоянии. мне показалось, что он хорошо получится на фоне стены.

img_0496

после вчерашней поездки у меня уже сложилось некоторое впечатление о мексиканских дорогах. а дороги в мексике – так себе. при здешнем климате могло бы быть поменьше ям, поотчетливей дорожная разметка и поменьше лежачих полицейских.

однако мои стереотипы разбились в мелкий щебень, когда мы выехали на трассу 180D – autopista mérida-cancún (как следует из названия, это автострада, соединяющая канкун со столицей штата юкатан – городом мерида), которая и должна была нас доставить прямо в chichen itza. прямая как стрела (на отдельных участках можно было проехать 20-30 км, не повернув ни разу руль), огороженная с обеих сторон непроходимыми посадками (за всю поездку ни разу не увидел встречную машину) двухполосная асфальтированная лента бодро катила нас с ограничением 110 км/ч. к дорожному полотну тоже никаких претензий. в некоторых местах оно могло бы быть и потише, но с другой стороны это дополнительный стимул для водителя не уснуть.

еще одна особенность “мексиканских хайвеев” – очень мало машин. конечно, мне для подобной статистики явно маловато материала, но могу сказать, что в субботу утром трасса 180D загружена очень и очень мало – можно сказать, не загружена совсем: скажем так, один автомобиль на 500 метров дороги.

ну, и последнее: если на американские хайвеи запрещено выходить пешеходам, выезжать велосипедистам и конным экипажам, то на трассе канкун-мерида нам то и дело попадались повозки на велотяге. наверняка мексиканские законы также запрещают им выезжать на автостраду, но кто же в мексике эти законы читает! зачем трястись местными наверняка не совсем гладкими дорогами, когда можно продраться через посадку (возможно, и забор из проволочной сетки, в котором те же крестьяне уже понаделали дыр), вырулить на шикарную дорогу и потихонечку вдоль обочины прокатиться по своим делам до следующей деревни – причем, можно задействовать обе обочины и в обоих направлениях. к счастью, таких находчивых веломексиканцев на трассе не много. но они есть, и это напрягает: когда ты летишь по трассе 110, а то и 120 км/ч, и из лесу вдруг выруливает велоколяска, это, знаете, несколько сбивает с толку. поневоле притормаживаешь и по возможности стараешься перестроиться на соседнюю полосу.

в самом начале автострады меня удивил знак, который гласил, что до ближайшей заправочной станции сто с лишним километров! а я-то хотел как раз заправиться перед дальней поездкой. впрочем, бензина нам хватило – спасибо не слишком большой прожорливости nissan march. а все дело еще в том, что от канкуна до городка valladolid (что в полутора сотнях километров от канкуна) на трассе не оказалось ни одного съезда! параллельно трассе идет обычная дорога – carretera, которая соединяет городки поменьше канкуна. такая дорога дает возможность свернуть, где нужно, она помедленней, а главное – много дешевле. вот только перейти на нее с автострады есть возможность только в начале и.. через 150 км.

не знаю, сколько стоит прокатиться по местной дороге, но за удовольствие промчаться с ветерком по autopista (весь маршрут от виллы до чичен-ицы составил 207 км) нам пришлось выложить около 400 песо только в одну сторону (305 песо где-то в середине пути, а потом еще 75 песо при подъезде к чичен-ице) – т.е. 20 USD! ни один хайвей в америке не имеет таких аппетитов!

впрочем, знаки не обманули, и примерно на середине пути мы свернули на заправочную станцию. для этого не пришлось съезжать с трассы – заправка находилась между двумя проезжими частями противоположного направления. кроме того там находился небольшой пункт для обслуживания путешественников – как это называется в америке, service area. кафе, магазинчики, туалеты.

конечно же, мы захотели заправиться. это был мой первый опыт заправки в мексике. заправка оказалась “full service” – т.е. водителю не нужно выходить из машины, специальный человек откроет крышку твоего бензобака (с чем случилась заминка – я не знал, где в nissan открывается бензобак. я даже не посмотрел, с какой он стороны), вставит туда шланг, дождется, когда нальется бензин, потом все закроет и рассчитает тебя. возможно, где-то в мексике и встречаются заправки с самообслуживанием, но нам такие не попадались. по-видимому, моя теория о том, что в мексике везде, где можно сунуть хоть для чего-нибудь человека, мы этого человека там найдем, верна.

бензин в мексике чуть дороже, чем в америке. мы заправились что-то около 19 песо за литр (87-м). это примерно 3.40 USD за галлон. т.е. самый дешевый бензин в мексике стоит примерно, как самый дорогой в америке. ну, в европе бензин еще дороже.

примерно в этом же месте – или чуть раньше или чуть позже заправки – мы проехали место оплаты, где с нас, как с 4-колесного транспортного средства общего пользования взяли 305 песо (с мотоциклистов берут меньше, с автобусов и грузовиков – больше).

к съезду на чичен-ицу мы подкатили в начале десятого.

тут надобно сказать, что сама чичен-ица находится в другом часовом поясе – от канкуна время там отличается на час. поэтому, несмотря на то что мы выехали много позже запланированных 7 часов утра, несмотря на остановки в дороге, к чичен-ице мы подкатили где-то в полдесятого – но! по местному времени. т.е. на дорогу мы потратили фактически 3 часа, но почти не нарушили свой план быть в чичен-ице в 9.

мы бы, кстати, и не заметили этого перехода во времени, если бы не часы в автомобиле. наши наручные часы и телефоны перескочили в новый часовой пояс автоматически. набортные часы такой особенностью не обладали, поэтому продолжали показывать канкунское время. в любом случае это было нам на руку – мы оказались на месте раньше, чем могли бы – судьба подарила нам лишний час жизни. правда, по дороге в другую сторону мы бы этот час потеряли, но это уже было не существенно – домой спешить нам было не нужно.

как я уже говорил, мы хотели попасть в чичен-ицу как можно раньше, чтобы, во-первых, избежать полуденного зноя, а во-вторых, разойтись во времени с основной толпой туристов. согласно путеводителям, вход в чичен-ицу открывался в 8 часов утра. каково же было наше удивление, когда на подъезде к чичен-ице нас уже не пустили к основной стоянке – она оказалась полностью заполненной!

пришлось разворачиваться – где-то метров за сто от съезда к чичен-ице была устроена доморощенная стоянка – на грунтовке. честь по чести с нас взяли деньги и выдали квитанцию. но до входа в чичен-ицу пришлось порядочно топать пешком.

сколько язык ни учи, все-равно попадешь в ситуацию, в которой почувствуешь себя полным идиотом. я вполне беспроблемно пообщался с кассиром, который продал нам три взрослых билета. еще стоя в очереди, мы изучили плакаты, извещающие, что вход на территорию археологической зоны чичен-ицы стоит для мексиканцев что-то около 180 песо, для членов каких-то клубов и ассоциаций дешевле, а для всех остальных – в т.ч. и нас – 245 песо. мы в кассе попросили билеты и с нас взяли как с мексиканцев. поскольку с кассиром общался я, получилось, что нас приняли за местных, благодаря моему испанскому! это было очень круто!

однако вся моя гордыня рассыпалась в прах, когда мы подошли, собственно, ко входу. на входе билетеров не удовлетворили наши бумажки, и нас завернули. оказалось, в кассе продают билеты для всех – и местных, и не местных. но потом иностранцы должны доплатить разницу (как раз между 180 и 245 песо) в специальном автомате.

в конце концов все разрешилось, и мы вошли на территорию чичен-ицы.

не буду много писать здесь про чичен-ицу. о цивилизации майя, об их достижениях, традициях, образе жизни, а в особенности об их кровожадных обычаях написано очень много. зачем повторяться? опишу лишь наши впечатления от увиденного и прочитанного. ведь мы неоднократно смотрели по телевизору разные передачи о чичен-ице, у нас сложилось о ней некоторое представление, и нам хотелось сравнить его с реальностью.

что нас сразу огорчило: на пирамиды нельзя забираться. сколько раз мы видели в разных программах о путешествиях, как люди забираются по ступеням пирамид, и как это тяжело, и как это круто – обозреть с вершины окружающие пейзажи! увы, с недавнего времени доступ на вершины пирамид закрыт, и на них смотреть сейчас можно только со стороны. конечно, такое решение совершенно понятно – от все возрастающего нашествия туристов даже вековые камни могут легко разрушиться, если их вовремя не защитить. но все-равно обидно, что мы не застали “те времена”.

еще одна особенность чичен-ицы – полно торговцев. целые аллеи заставлены навесами, под которыми продаются сувениры из кожи, бисера, дерева, камня и серебра. некоторые продавцы прямо тут же эти сувениры и создавали. было интересно смотреть, как на твоих глазах, допустим, рождался еще один деревянный календарь майя.

wp_20181229_10_58_25_pro

одну за другой мы обошли все постройки чичен-ицы. какая-то русскоязычная туристическая группа у подножья храма кукулькана активно хлопала в ладоши и выкрикивала на все лады, желая, по-видимому, оценить акустические свойства пирамид майя. были мы на знаменитом поле для игры в мяч, заглянули в священный сенот, полюбовались обсерваторией – одним из немногих зданий с круглыми формами.

но лично для меня чичен-ица показалась довольно невеселым местом. возможно, сыграл свою роль мрачный ореол, которым в глазах современных историков окружена вся цивилизация майя. странное дело: люди жили многие сотни лет, создавали семьи, работали, занимались искусством и наукой, строили здания, открывали новые земли, любили, мечтали, ставили цели и добивались их, а история о них сохранила только то, что, де, приносили они человеческие жертвы и после футбольного матча отрубали проигравшим головы (какие варвары, а!). первый вопрос, который интересует девять десятых всех посетителей чичен-ицы: “а где здесь производились жертвоприношения?”

поэтому я вздохнул с облегчением, когда мы, наконец, сказали себе: да, мы посмотрели достаточно, пора перекусить. да простят меня авторы многочисленных диссертаций и монографий, посвященных цивилизации майя.

пообедать мы собирались в городке valladolid, который находится километрах в 30 от чичен-ицы. а чтобы совсем уж не мучать желудки, на пути к машине купили два стаканчика почищенных и порезанных апельсинов (кажется, по 15 песо за стаканчик). освежающие цитрусовые дольки – это было то, что нужно после многочасовой прогулки под мексиканским солнцем среди сплошных камней.

wp_20181229_12_52_03_pro

путь к valladolid навигатор выбрал по местным дорогам. это было медленнее, но интереснее. хотя проплывавшие мимо деревеньки навевали скорее меланхолическое настроение, мы увидели, что и в таких местах живут люди, и в таких местах есть жизнь, желания, стремления и все остальное, что не чуждо роду людскому.

так получилось, что valladolid мы увидели буквально в двух разных ипостасях. сначала мы приехали к церкви святого бернардина – Iglesia de San Bernardino de Siena (Xochimilco). солнце перевалило за полдень, деревья и здания отбрасывали длинные тени. на улицах valladolid было полтора человека.

wp_20181229_16_02_56_pro

мы совершенно спокойно запарковались у церкви, после чего отправились обозревать окрестности. для начала обошли площадь перед церковью, затем собирались пройтись по параллельным улицам. но наши желудки недвусмысленно напомнили нам о том, что пора бы и перекусить.

на площади перед церковью очень удачно расположился очень популярный и недурственный, если судить по отзывам в интернете, ресторанчик мексиканской кухни yerbabuena del sisal. очень определяющее впечатление от этого ресторана: моя дочь сказала, что хотела бы остаться в нем жить.

очень душевное оказалось место. сначала нас усадили в “предбаннике” возле бара, потому что в “зале” не было свободных столиков, но потом один из столов освободился, и нам предложили пересесть. и очень кстати, потому что зал был, конечно, изюминкой ресторана. столы стоят просто на воздухе, но под навесом. повсюду какие-то диковинные растения, у стены тихо журчит фонтанчик. все очень натуральное и простое. при этом туалеты (наша лакмусовая бумажка) очень чистые и современные.

wp_20181229_14_12_04_pro

и яства нам подали очень натуральные и простые. на нас снова нашла волна желания чего-нибудь мексиканского, поэтому мы уж там развернулись. официантка была вполне вежлива и мила с нами, терпела мой испанский, за что в конце обеда я даже умудрился ее поблагодарить. хотя обслуживание оказалось и не без накладок. мы с женой заказали суп грибной, а дочка – томатный. спустя какое-то время официантка подошла и сообщила, что томатный суп у них закончился, не хотим ли мы его поменять на какой-нибудь другой. мы сказали, что не будем возражать против трех порций грибного супа. и, когда нам уже принесли суп, и мы его даже успели съесть, а пустую посуду унесли, пришла официантка с порцией грибного супа и спросила, не мы ли это заказали. мы сказали, что нет, а потом еще долго наблюдали, как она ходила с супом от стола к столу и спрашивала, не этот ли стол заказывал суп.

я взял что-то вроде бутерброда с мясом, а к этому было что-то еще – уж не помню. но помню, что все было катастрофически вкусным. впрочем, по старой традиции мы решили не брать десерт, чтобы сначала переварить съеденное. как три довольных колобка мы выкатились на улицу, решив немножко покружить по ближайшим улицам. мир дышал спокойствием и ленью. наверное, была сиеста, хотя жарко не было. мы себя развлекали тем, что считали то и дело попадавшиеся на нашем пути старые “жуки фольксваген” – очень популярная в мексиканской глубинке машина. а потом десерт не заставил себя долго ждать – мы наткнулись на маленькую забегаловку с мороженым.

пока мы ходили, жена вычислила в интернете (спасибо at&t!), что центр valladolid также достоин внимания, поэтому мы туда и отправились. отправились туда на машине, потому что хотя до центра было и недалеко, возвращаться потом в темноте нам не хотелось. когда мы прибыли на место, показалось, что мы попали совсем в другой город. на улицах было полно людей, машин столько, что уличные светофоры дублировали регулировщики (вернее, регулировщицы), все гудело, со всех сторон звучала музыка. мы немного опешили от увиденного и долго не могли сообразить, куда бы приткнуть машину. в конце концов мы плюнули на все и просто бросили машину где-то у обочины в какой-то боковой улочке.

центральная площадь города (прямо по ее центру расположен parque francisco canton rosado), с одной стороны к которой примыкает двуглавый католический собор iglesia de san servacio, кипела! народ гулял, отдыхал на скамейках, танцевал, аплодировал танцующим, что-то жевал, продавал и покупал в стоящих тут же навесах. мы включились в общий круговорот, не забыв заглянуть в собор. хотя собор оказался тем, чем и должен быть – собором обыкновенным, одна штука.

на диаметрально противоположной стороне площади мы заглянули в шоколадный магазин tienda chocolate shop. у нас глаза разбежались от шоколадного многообразия внутри! кроме шоколадок обычной формы там были целые скульптуры из шоколада, а также книги, футболки и прочие так или иначе связанные с шоколадом вещи.

мы ничего не купили в этом магазине. ибо – фигуру надо беречь!

ну, это я слицемерил. фигура фигурой, но буквально перейдя через дорогу мы тут же забыли о калориях и полезном питании. потому что попали в какую-то обширную зону, заставленную столиками, за которыми сидели, пили и ели местные и приезжие. чем не повод пропустить по чашечке кофе?

подвернулась под руки какая-то кафешка, где девушки взяли frappe, а я заказал капучино. потом я много раз вспоминал эту кафешку, потому что моя дочь обнаружила в меню кофе, который я до тех пор еще не пробовал – café de olla. как я, путешественник со стажем, мог пропустить такой шанс познакомиться с традиционным мексиканским кофейным напитком! после того случая я много раз пытался заполучить этот напиток в других местах мексики, но, почему-то этот “традиционный” напиток мне уже не попадался, хотя я его даже специально пытался заказать. ограничился тем, что на каком-то рынке все же нашел саму olla – маленький кувшинчик, в котором этот кофе подается.

впрочем, капучино был тоже недурен. а к нему мы взяли что-то из стеклянной банки. вот, убейте, уже не вспомню, что.

ночь давно накрыла город, а люди продолжали веселиться.

wp_20181229_17_43_29_pro

но нам нужно было отправляться назад. снова трасса 180D, снова пропускной пункт за 305 песо. только на обратном пути я уже осмелел и на отдельных участках додавливал до 150 км/ч – очень уж хотелось домой. нужно сказать, что march и в тот раз не подвел. нормальная машина.

…ser continuado…

 

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s