увидеть и умереть.. 6

в четверг я решился на авантюру. ужасно не люблю передвигаться на автомобиле по незнакомым людным городам, особенно с очень неровным рельефом. я об этом вспомнил, когда выезжал из ниццы. навигатор исправно нарисовал мне дорогу до castellane, но он не учел того, что половина ниццы была на тот момент перекопана.

однажды я уже планировал поездку в ниццу и хотел тогда прокатиться до монако, но ориентировался на поезд. однако к пятому дню во франции я уже как-то освоился с вождением, и, к тому же, у меня были мои правила “тише едешь дальше будешь” и “стоячий автомобиль никогда никуда не врежется”.

в общем, проложил маршрут, но скорректировал его на свое усмотрение – мне показалось, что дорога восточнее как-то попрямее. на самом деле, хотя на карте она и была нарисована поотчетливее, оказалась почти такой же, как все дороги, по которым я все это время передвигался. только уже при подъезде к ницце я смог выехать на автостраду – впервые за все время, проведенное во франции, я выехал на нормальную дорогу в несколько полос с ограничением скорости 110 км/ч. но за нормальные дороги надо платить. у меня произошла небольшая заминка на пункте оплаты: я хотел заплатить кредиткой, но не мог найти место, куда бы ее сунуть. оказалось, что щель для принятия кредитки закрыта специальной крышкой – видимо, от непогоды.

должен сказать, для приезжего решение довольно неочевидное. однажды я простоял минут десять на турникете, потому что аккурат передо мной застрял один старичок (я сказал “старичок”? да он всего лет на десять старше меня!). сначала он пытался заплатить кредиткой, что у него не очень получилось, поскольку заветную крышечку он откинуть не додумался. потом он принялся совать во все щели банкноту – я не разглядел, в какую сумму он собирался ублажить автомат. когда у меня уже возникла мысль выйти из машины да помочь несчастному, шлагбаум неожиданно открылся, и его пропустили. может быть, у оператора, который должен наблюдать за порядком на турникетах, закончилась очередная часть сериала, и он наконец получил возможность бросить беглый взгляд на мониторы и заметил, что на трассе что-то не то происходит, а может, у автомата настроен таймаут – если за 10 минут субъект дорожного движения не может заплатить за проезд, пропустить его бесплатно. надо будет взять на заметку.

тихой сапой я въехал в княжество монако, а конкретно – в город монте-карло. немножко покружил в поисках платной стоянки, что в монте-карло усугубляется тем, что ориентироваться приходится не только в горизонтальной плоскости, но и в вертикальной – город очень сильно пересечен и горист. отметил в гуглокартах место стоянки и сфотографировал. кстати, очень удобно запоминать стоянку по названию. гораздо удобнее, чем надеяться на то, что гугл правильно запомнит место, где ты припарковался.

выйдя на поверхность, я огляделся по сторонам. как там познер говорил о каннах: “принцы, принцы, принцы”? монте-карло этими принцами забит под завязку. а еще интересная черта города – он почти целиком состоит из жилых домов. высокие, красивые небоскребоподобные, но не гостиницы, офисы или какие-нибудь достопримечательные сооружения, а обыкновенные апартаменты. во всяком случае мне так показалось. наверное, это и понятно. в этом городе нельзя работать, в нем надо жить, что и делают те, у кого есть на это деньги. как следствие – очень много контор недвижимости, и нужно сказать, цены на жилье в монте-карло вполне демократичные. конечно, есть квартиры по заоблачным ценам, но есть и вполне доступные.

планов у меня опять же никаких не было (и, кстати, зря – об этом ниже), поэтому я просто решил спуститься для начала к морю.

меня снова удивил пляж с ослепительно белым песком, кучей всяких удобств вроде туалетов, душей, кафе и ресторанов – и со всем этим совершенно бесплатный. конечно, туалеты и души за свои услуги просят какие-то деньги, но сам пляж – заходи, купайся, сколько влезет – без проблем.

была мысль окунуться, но совершенно не хотелось возвращаться к машине. поэтому, да простит меня монте-карло, его водные процедуры я игнорировал.

продвигаясь вдоль берега на запад, я вышел на знаменитую площадь, вокруг которой сгрудились казино, и которую заполнили очень дорогие машины. собственно площадь так и называется – площадь казино. чего-то экстраординарного я не увидел, но думаю, суммарная стоимость находящихся там средств передвижения составляла не один миллион долларов.

кстати, по дороге к казино я наткнулся на миленький японский садик с мостиками, прудиками, каменными фонарями и карликовыми деревьями. очень приятное место, приятность которого несколько омрачалась вплотную примыкавшей огромной строительной площадкой – прямо между садом и морским берегом строили что-то очень внушительное, отовсюду был слышен строительный лязг и летела бетонная пыль. не могу поставить этот факт в укор городу, конечно, строительство – это вечный и неизбежный процесс, сопровождающий города в течение всего их существования. но почему именно в мой приезд!

еще один момент. по дороге я наткнулся на площадку, где проходила выставка. площадкой оказался grimaldi forum monaco, а выставкой – exhibition monet in full light. я обожаю импрессионистов, и самый любимый среди них – клод моне. и, хотя я не планировал в тот день ничего такого, идея заглянуть на выставку мне показалась вполне уместной. касс на входе никаких не было, но висели постеры, предлагающие для покупки билетов воспользоваться их мобильным приложением. я еще раз порадовался международному сотовому плану от at&t.

установил я приложение, но оно мне мягко намекнуло, что на сегодня “местов нет”. честно говоря, я даже порадовался за монте-карло: оказывается не казино едиными и не только деньгами живет этот город, но и искусством. правда, искусством очень дорогим.

но на поверку с выставкой я пролетал. это к вопросу о том, что, если бы я заранее озаботился, то мог бы сделать поездку в монте-карло более продуктивной. ну, да ладно.

в казино заходить я не стал – не видел в том особой необходимости, а пошел вдоль берега дальше. интересно, что, несмотря на совершенно неудобный профиль прибрежной части города (и не только прибрежной), то там, то сям попались любопытные островки в виде маленьких парков и сквериков. при том, что некоторые были размером в несколько квадратных метров, в них стояли какие-нибудь скульптуры, скамейки, были разбиты клумбы и высажены деревья. все для того, чтобы какой-нибудь путник, уставший от целого дня игры в рулетку, мог присесть и посозерцать прекрасности окружающего пространства.

так получается, что строгая хронология в данной статье мною постоянно нарушается, но, пожалуй, не буду из этого делать трагедию, а просто скажу, что до того, как я попал на площадь казино, я наткнулся на знаменитую “шпильку монако”. на английском она называется fairmont hairpin по имени фешенебельной гостиницы, расположенной рядом. специальная табличка оповещает проходящих мимо граждан, что fairmont hairpin является самым знаменитым поворотом в мире. налет знаменитости у этого поворота появился с тех пор, как в монако проложили трассу “формулы 1”, которая включает в себя именно этот самый “тещин язык”, как называли бы его русские. из-за своей крутизны он является одним из самых медленных поворотов на трассах “формулы” – тысячесильные болиды вынуждены его проходить на “черепашьей” скорости в 40-50 км/ч.

чуть позже у меня возник вопрос, почему я отказал себе в удовольствии освоить этот поворот за рулем, но в конце концов у меня и так было достаточно всеразличных впечатлений, чтобы жалеть о каком-то там повороте.

продвигаясь вдоль набережной, я снова спустился к воде. воду, как водится, наводнили яхты разной величины и водоизмещения, а вдоль воды приводнились магазины и кафе. пришла пора перекусить. я зашел во что-то прибрежное и что-то съедобное употребил. как-то ничем примечательным монакская кухня мне не запомнилась.

дорога домой прошла без приключений, и на исходе дня я решил посетить какой-нибудь ресторан castellane, который до того не посещал. выбор пал на restaurant du roc. название обязывало, но на поверку кухня оказалась сильно португальской, наверное, по причине сильно португальского персонала, а, быть может, и владельцев. но на качестве блюд это не сказалось. я взял утку в медовом соусе – magret de canard sauce au miel.

после утки я отправился искать десерт. я часто так делаю – беру десерт не в том месте, где обедаю. тешу себя мыслью, что в процессе поисков успеваю немного переварить уже употребленные килокалории, и таким образом десерт не кажется слишком уж большим излишеством.

в поисках чашки кофе с чем-нибудь сладким я оказался просто-напросто у своих дверей – т.е. у дверей квартиры, где я жил. буквально в 3 метрах от этих дверей находится скромная забегаловка с очень бойкой хозяйкой. не знаю, что меня заставило повернуть не направо – к дверям, а налево – к одному из столиков этой самой забегаловки, но результатом явился второй по продуктивности вечер за всю мою французскую поездку. посетителей было немного, поэтому хозяйка была совершенно не прочь пообщаться чуть больше, чем на тему “принесите мне то-то. спасибо”. кроме того, за соседним столиком расположились два товарища, как оказалось, тоже приезжих, и потому разговор у нас получился на четверых – конечно, в меру моих скромных познаний французского. темы поднимались очень разнообразные – от мировой политики до гастрономических предпочтений. кстати, если упоминать гастрономию, то хозяйка нам выкатила какое-то свое фирменное блюдо – очень вкусное, но, боюсь, не вспомню сейчас, что это на самом деле было. во всяком случае она была очень польщена, когда мы наперебой принялись его расхваливать. по-моему, она даже упомянула, что ознакомилась с рецептом в бытность работы в разных ресторанах парижа, но сейчас я уже не буду ручаться за достоверность этого. сразу я эту историю не записал, а спустя 4 месяца детали как-то потускнели.

тем не менее разговором я был очень доволен, хотя признаюсь, что поддерживать его было очень сложно. отсутствие практики очень сильно сказывается. казалось бы, голова забита словами, спряжениями глаголов и правилами произношения, но в реальной жизни от этого всего мало проку, если не умеешь этим багажом знаний достаточно быстро оперировать, потому что у тебя нет времени на раздумья. реагировать нужно быстро, иначе за нитью разговора ни за что не поспеть. поэтому у меня случались длительные провалы. во-первых, мне нужно было время восстановиться после каждого периода языковой активности. необходимость быстро манипулировать языковыми конструкциями, постоянно напряжение, с которым ты вслушиваешься в слова собеседника, высасывают из тебя силы. во-вторых, подготовка к следующей порции диалога также занимает время: прокручиваешь в голове тему, подбираешь слова, ставишь их в правильном порядке и в подходящем виде, сообразно правилам конкретной грамматики. так что со стороны диалог выглядел, наверное, забавно – как стрельба из пулемета: очередь – перерыв, очередь – перерыв. но все идет в копилку. усилия, которые мы прилагаем, чтобы достичь каких-то результатов, никогда не пропадают даром. они могут иметь различную интенсивность и различную эффективность, но никогда не превращаются совсем уж в ничто.

2 thoughts on “увидеть и умереть.. 6

  1. Очень интересно про Монте Карло! Хорошо, что в таком месте есть шикарный бесплатный пляж и чудесный японский сад. Жалко, что не удалось попасть на выставку Моне. А наличие огромного количества строящихся объектов, нагромождение бетонных блоков и строительная пыль, конечно же, портят впечатления.

  2. Для языковой практики живое общение с носителем на разные темы – бесценно!

Leave a comment