увидеть и умереть.. 8

предпоследний день моего отпуска я снова решил посвятить провинциальной франции, а по пути заглянуть на озеро, которое я уже облюбовал до этого, и, быть может, в нем окунуться.

город я выбрал под названием colmar. вообще говоря, произошла некоторая подмена. название города у меня ассоциировалось с одним из этапов tour de france. в 2019 году то ли из этого города стартовали велосипедисты, то ли в нем финишировали. на карте я обнаружил город с таким же названием совсем недалеко. оказалось, что тот colmar на самом деле находится где-то в эльзасе, а этот даже называется чуть иначе – colmars. кто же знал, что этих “кольмаров” во франции, как кальмаров в океане!

тем не менее я не остался в накладе. городок оказался очень симпатичным, средневысокогорным с крепостями и старым городом.

припарковался я на бесплатной парковке недалеко от городского центра, который по совместительству представляет собой средневековый ансамбль со всеми полагающимися ему по статусу атрибутами: черепичными крышами, разноцветными ставнями на окнах и узкими улицами, мощенными каменными булыгами, присыпанными кое-где асфальтовой крошкой – как сказали бы археологи, более поздними культурными наслоениями.

сначала меня привлекла небольшая крепость – вернее сказать, форт. древние стены, грозные некогда башни, ветер и солнце. внутрь форта попасть не получилось, но общее представление о нем я получил. спустившись от форта, я вошел в городские ворота.

городской центр обнесен крепостной стеной, внутри которой я умудрился стать свидетелем некоего действа местного приготовления. по улицам шествовал оркестр associazione nazionale bersaglieri. до сих пор не знаю, что это такое, но подозреваю, что, во-первых, это что-то итальянское, а во-вторых, вроде как относится к какой-то организации оружейников. что-то, по-видимому, почетное и связанное с военными дисциплинами. не буду дальше гадать. могу только сказать, что шуму оркестр производил достаточно, что вызывало неподдельный восторг публики.

в остальном старый город оказался тем, чем должен быть – старым городом. слова для описания подобных мест у меня давно уже закончились, но мое восхищение и восторг от соприкосновения с живой историей неизменны и бесконечны. мне только интересно: как там живется людям? да, я и сам пожил в таком городе на такой же улице в таком же доме, но за неделю, пожалуй, ничего не понял и не успел ощутить. ну.. может быть, это и неплохо. пусть во мне остаются восторг и придыхание, которые никогда не перерастут в обыденность и зевоту.

пройдя через весь центр и выйдя из ворот с противоположной стороны, я увидел еще один замок – побольше. подобравшись к нему поближе, я узнал, что называется он le fort de savoie, и что бывает он открыт для посещения, но в тот день был закрыт. к упущениям моего французского путешествия нужно отнести то, что я за все время ни разу не посетил какой-нибудь средневековый замок – изнутри. внесем это в список активностей следующей поездки.

спустившись обратно, я оказался на площадке размером с футбольное поле, покрытой зеленой травкой, на которой разворачивалось какое-то действо. оказалось, в тот день в городе проводились соревнования: различные забеги для разных категорий участников. в субботу стартовали дети на дистанции от километра и больше, а в воскресенье ожидались горные трейлы на 25 и 50 км. к участию приглашались все желающие, и я даже грешным делом пожалел, что узнал о соревнованиях так поздно, что было, конечно же, что называется “выдавать желаемое за действительное”. во-первых, в воскресенье я уже улетал домой, а во-вторых – куда мне даже на 25 км по пересеченке на высоте за 2 км над уровнем моря без мало-мальской подготовки! я ведь к тому времени еще даже полумарафон не пробежал (он случился позже) – максимум, что мне удавалось, это 17 километров за один присест по хорошему асфальту без резких подъемов и спусков. так что об участии оставалось пока только мечтать, но посмотреть мне было интересно. детские забеги начинались позже, поэтому я прошел чуть дальше и остановился в кафешке, чтобы выпить чашечку кофе на высоте полтора километра над уровнем моря. кстати, именно в этом кафе я и узнал про соревнования – расспросил официантку.

до соревнований оставалось еще время, которое я употребил, чтобы подзарядить батарейки калориями и витаминами. в пределах городского центра нашелся очень приятный ресторанчик, в котором на свежем воздухе я что-то съел.

к моменту первого старта вернулся на площадку.

что сказать?.. как- то сам собой включился в ощущение праздника, азарта и всеобщего энтузиазма. вначале стартовали самые малипулечки – мне кажется, не все из участников 3-4-5 (честно, не помню) лет понимали, что происходит и что от них хотят эти странные большие дяди и тети. многих родители просто тащили на загривках, так что соревнования детей плавно перетекали в соревнования родителей.

за малышами пошли группы постарше, соответственно выросли дистанции – от 500 метров (или километра) до 5 км. все детские забеги вели “темповики” (pacer’ы), и это было очень удобно, потому что трассы были довольно неочевидные – я бы точно заблудился. начинались трассы на той самой площадке, а потом пересекали дорогу и уходили куда-то на горные поля, окруженные лесом. и нужно сказать, что в забегах малышей темповики еще как-то бегали, а с участниками постарше пересели на электровелосипеды, поскольку старшеклассники бегали уже гораздо резвее.

конечно, все было обставлено, как положено – с награждением, медалями, пьедесталом почета и т.д. играла музыка, что-то в микрофон кричал ведущий, кривлялись какие-то клоуны – видимо, чтобы подбодрить и успокоить совсем уж маленьких спортсменов.

запомнился один момент. в одном из забегов победил какой-то мальчик лет 10-12. не успев, как говорится, обмыть свою медаль, он тут же бросился в другой забег – но зрителем. в следующем забеге участвовала девочка, видимо, его подружка. похоже, ей тяжело давался бег, и этот мальчик стал ее подбадривать и подгонять, наверное, только им двоим понятными словами. он пробежал всю трассу вместе с ней – т.е., по сути, ту же трассу целиком еще раз. не знаю, какое там место заняла девочка, прибежала к финишу в слезах, но мне кажется, ей было приятно, что в таком деле друг ее не бросил. а может быть, и наоборот. кто их, этих девочек, знает..

на обратном пути я остановился у озера, как планировал. вода в озере не очень прозрачная, но совершенно бирюзовая – уж не знаю, почему. выглядит это очень красиво. на озере я пробыл недолго – солнце уже заходило, особо не позагораешь. так что окунулся разок, подсох – и снова за руль. вечер я снова занял тем, что побродил по castellane, выпил чашечку кофе с мороженым и поснимал те самые каменные стены, которые в темноте, кстати, не казались какими-то уже слишком зловещими или мрачными. может быть, за неделю я успел к ним как-то проникнуться?..

***

последний день отпуска не ознаменовался чем-то экстраординарным. встал, позавтракал, пообщался в airbnb с франсуазой, пришел ее муж, которому я отдал ключи и сдал квартиру.

далее машина и горные дороги. где-то на подъезде к ницце я заправился – сдавать автомобиль надлежало с полным баком. кстати, возле самого пункта приема рентованных автомобилей имеется заправка, но бензин там стоил, думаю, на четверть дороже того места, где заправился я. понятно, каждый делает свой маленький бизнес, как может.

процедура сдачи машины не оказалась слишком продолжительной. товарищ с планшетом обошел аппарат вокруг, удовлетворенно хмыкнул – мол, никаких лишних царапин не обнаружено – и дал мне добро проследовать дальше. дальше, собственно, здание аэропорта, к которому, впрочем, пришлось ехать на автобусе. причем, как я понял, автобус совершенно обычный, городской, рейсовый, но для тех, кто едет от рентовки до аэропорта, бесплатный. я боялся сесть в какой-нибудь не тот автобус, чтобы не заехать случайно на другой конец города, но все обошлось.

полет, пересадка в цюрихе, прибытие в бостон и lyft до дома как-то совершенно уж выветрились из моей головы, тем более, что ничего необычного на этом пути со мной не случилось.

остается поблагодарить гостеприимную францию за то, что подарила мне еще немножко положительных эмоций, на которых я собираюсь продержаться до следующей поездки.

One thought on “увидеть и умереть.. 8

  1. Замечательное получилось путешествие! Новый опыт вождения в горной местности и по узким улочкам, пешие неспешные прогулки по окрестностям, соприкосновение с историей, положительные эмоции, прекрасные горные и морские пейзажи, новые блюда, общение на французском с носителями французского языка. Что ещё сказать? Здорово, Саня! Надо повторить! И спасибо, что поделился своими впечатлениями и ощущениями от этого путешествия! Мне было очень интересно!❤️

Leave a comment